воскресенье, 25 мая 2014 г.

Как ветхие учебники влияют на здоровье детей

(или Здоровье наших детей зависит от качества учебников)
                Взяться за исследование, какими учебниками пользуются наши дети в школах, меня заставили неоднократно слышанные жалобы родителей на качество учебников, которые выдают детям в школах, на их недостаточное количество.
                В Кызыл-Кия 13 школ. Три с русским языком обучения,  две с узбекским языком, одна с русско-узбекским, две  со смешанным (русский, киргизский языки),  остальные с киргизским языком обучения. Из 13 школ 4 школы расположены в сёлах, входящих в состав города Кызыл-Кия.
               
Ведущий специалист городского отдела образования сказала, что учебниками обеспечивает Министерство образования. -  Но, к сожалению, к нашим заявках не очень-то прислушиваются. Присылают, чаще всего те учебники, которые есть в наличии. И если в школах с киргизским языком обучения снабжение учебниками более-менее нормальное, то в школах с русским языком обучения явно недостаточное. Учебниками снабжаются одинаково и городские и сельские школы.  Разницы не делается, т.е. права сельчан не ущемляются.
                Ответственный секретарь  горкенеша Рустам Абдукаюмов сообщил, что в городском бюджете не предусмотрены статьи снабжения школ учебниками.  Специалист городского финансового отдела подтвердила, что в городском бюджете не предусмотрена статья об оплате школьных учебников. Этим занимается  Министерство образования через республиканский бюджет.
                При беседе с директорами трёх школ – с русским, узбекским, киргизским языками обучения, выясняется такая картина.
В школах с киргизским языком обучения все учебники новые в полном комплекте, т.е. проблем нет.
В школе № 8 с узбекским языком обучения  директор Ахмад Махмудов, сверяясь с библиотекарем, сказал, что обеспеченность учебниками на узбекском языке 40%. Если до третьего класса обеспечение  учебниками нормальное, то в следующих классах их катастрофически не хватает. Некоторых нет вообще (например, по физике). Как выходят из положения? Учитель пишет лекцию, а потом диктует ученикам.    Несколько лет новых учебников не получали. Он озвучил ещё одну проблему в его школе.  Из-за того, что нет учебников, что невозможно продолжить образование после окончания школы (как известно, ВУЗы с узбекским языком обучения в КР закрылись), ученики в школу не идут. Родители отводят детей в школы с русским или киргизским языком обучения. В школе некомплект классов, грозит закрытие.  Учителя «ломают голову», как привлечь учеников в школу.
В школе № 2 с русским языком обучения директор Юрий Васильев объяснил следующее. - Учебников на киргизском языке больше, чем нужно (281%).   Лишние  учебники  лежат невостребованными  в библиотеке. Каждый год мы составляем заявку, но на неё мало обращают внимание. Шлют, видимо, то, что есть в наличии.  Учебники на русском языке  в неприглядном состоянии, их мало. На класс с 40 учащимися, книг 20.  Покупать ребёнку учебник могут не все родители. Один учебник стоит более 200 сомов.  Дети порой занимаются по списанным учебникам. Некоторые учебники 1992 года издания, а срок эксплуатации 5 лет. Да, и программа обучения меняется.  Обеспеченность учебниками  по нормативам примерно 30%.  Книги для младших классов приходят без учёта дошкольной подготовки ребёнка. Не все дети приходят в школу подготовленными. Примерно до третьей четверти дети не могут войти  в нужное русло обучения.
Обеспечивает учебниками Министерство образования. Но повторяю, там не прислушиваются к нашим заявкам. Книги необходимо выпускать и поставлять согласно заявкам.  Ещё одна проблема с новыми учебниками. Некоторые учебники приходят с явными ошибками методическими и орфографическими.  По школе обеспеченность учебниками 51%.
Конечно же,  качество учебника влияет на здоровье ребёнка. Внимание рассеивается, нет его концентрации. Старые страницы в неприглядном состоянии, иногда трудно разобрать текст, на  страницах вполне возможны болезнетворные микробы.
Главный врач ГЦГСН (бывшая санэпидемстанция) Замира Абдрахманова не смогла вспомнить,  был ли случай проверки учебников на наличие микробов и т.п. А медицинская практика у З.Абдрахмановой лет 20.

Таким образом, в школу ребёнок идёт не только за знаниями, которые из-за низкого обеспечения учебниками даются с трудом, но, получается, и за болезнями.


В.Вольская, г. Кызыл-Кия, газета «Содружество+мир»

Комментариев нет:

Отправить комментарий