пятница, 24 января 2014 г.

О местном бюджете замолвите слово

В Оше, как, впрочем, и в Кыргызстане в целом, уже продолжительное время остро стоит вопрос о непосредственном участии граждан в принятии решений, затрагивающих основы их жизнедеятельности. Как показывает нынешнее положение Оша, местные власти и находящиеся в их ведении муниципальные службы, не  в состоянии качественно обслуживать запросы горожан. Долгие годы местные власти ссылались на ограниченность и нехватку средств, или, другими словами, дефицит бюджета.

Что же представляет собой местный бюджет, например, бюджет города Ош? Для большинства горожан этот вопрос остается не проясненным. Как складывается бюджет, каковы пропорции доходной и расходной его части, почему, невзирая на налоги, которые выплачивают граждане, власти постоянно твердят о хроническом дефиците, а население не испытывает на себе улучшение оказываемых им городскими службами качества услуг, – вот только часть вопросов, которые до сих пор остаются без ответов.
Этой статьей мы намереваемся начать публикацию серии статей и привлечь к публичному обсуждению бюджета города Ош представителей мэрии,  горкенеша, муниципальных служб, неправительственных организаций, экспертов и рядовых граждан.
Жители Оша остаются в неведении бюджета своего города
Первую беседу мы провели с представителем НПО, главой общественно-благотворительного фонда «Луч лотоса» Болушем Саиевым, который еще в 2005 году был лидером инициативной группы по обсуждению вопросов прозрачности местного бюджета.
Как сказал Болуш Саиев, ныне бюджет Кыргызстана состоит из республиканского и местного бюджета. Местный бюджет должен формироваться снизу вверх, а не наоборот, и при безусловном участии граждан, так как все мы являемся налогоплательщиками. Граждане должны знать, на что расходуются аккумулирующие в бюджете финансы. При участии граждан публично должны быть определены приоритеты и сумма расходной части бюджета.
- Конечно, местный бюджет не потянет все расходы. Для этого есть категориальные гранты – средства, выделяемые из республиканского бюджета на образование, здравоохранение. Но местные власти не должны уповать только на категориальные гранты и должны нести посильное бремя расходов,  - говорит он.
По словам Болуша Саиева, «хозяином» местного бюджета является горкенеш, который на своих сессиях законодательно закрепляет и контролирует расходную часть бюджета. Но зачастую происходит другое: исполнительная власть, то есть мэрия, расходует финансы и просит депутатов утвердить задним числом расходы. А это считается нарушением бюджетной дисциплины:        
- За одним нарушением следуют последующие нарушения, - говорит он, акцентируя внимание на том, что ни при каких обстоятельствах недопустимо нарушение бюджетной политики.
По мнению Болуша Саиева, бюджетная прозрачность – это важная составляющая часть экономической политики любого правительства. В соответствии закона о бюджетной и финансовой политики, правительство и местные муниципалитеты должны периодически, не реже 1 раза в год, отчитываться перед налогоплательщиками, перед гражданами о распределении доходной и расходной части  различных уровней бюджета.
Формирование и утверждение бюджета должно строго придерживаться норм процедуры и графика. Инициаторами общественных бюджетных слушаний с привлечением граждан должны быть в первую очередь местные исполнительные и представительные органы власти – мэрия и горкенеш. Основную информацию представляют управление финансов или министерства экономики. Независимой стороной при обсуждении являются эксперты.
- В 2005 году впервые при обсуждении бюджета Оша мы привлекли независимых экспертов. Из числа активных граждан создали инициативную бюджетную группу экспертов из профессионалов – юристов, экономистов, финансистов, банкиров, представителей НКО и СМИ для экспертизы и оценки бюджета города, а также для информирования горожан, - рассказывает Болуш Саиев.
На наш вопрос о том, почему все-таки ошане равнодушно относятся к проблемам города в целом и к обсуждению местного бюджета, Болуш  Саиев отвечает, что это можно объяснить двумя причинами. Первое, нет преемственности в органах власти. Революции 2005 и 2010 годов привели к размыванию профессиональных кадров. Второе, население имеет мало информации, думая, что бюджет города, как в советском прошлом, «спускается сверху».
- Средства массовой информации, а это газеты, телевидение, радио и современные средства коммуникации, должны привлекать внимание граждан не к политическим вопросам, а к экономическим вопросам. Например, сегодня на кухне обсуждают, какого чиновника уволили, а какого назначили. А почему мы не обсуждаем, к примеру, семейный бюджет – кто в семье и сколько зарабатывает, на что расходуют в семье деньги в первую очередь, а на что – во вторую и так далее. Точно также можно вести бухгалтерию в городском масштабе – кто и сколько отчисляет средства в бюджет города, на что тратить городские деньги в первую очередь – на дороги, воду, образование, здравоохранение и т.д.
По мнению Болуша  Саиева, средства массовой информации могут и должны стать проводниками экономического просвещения. Если СМИ будут профессионально и с интересом преподносить информацию гражданам относительно бюджета, то граждане поймут, что от их активного участия в городских делах и их решении зависит если не все, то многое.
Музаффар Турсунов

Комментариев нет:

Отправить комментарий